Факторинг: игроки, цены, тренды

Привлечение источников финансирования бизнеса. Анализ составных элементов стоимости привлечения капитала. Получении заёмных средств. Прямое финансирование. Выкуп доли предприятия.
Ответить
Аватара пользователя
rudolf
Site Admin
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Чт мар 21, 2019 9:44 am

Факторинг: игроки, цены, тренды

Сообщение rudolf » Пт мар 22, 2019 10:08 am

Игроки на рынке

Вследствие несовершенства законодательства после отмены лицензирования факторинговой деятельности в России в 2009 году на рынке факторинга основными игроками стали банки. Однако на базе банка сложно вести факторинговый бизнес, поэтому многие из них стали создавать собственные специализированные факторинговые компании.

Кризис значительно отразился на рынке факторинга, с него ушли наиболее слабые и непрофессиональные игроки. Факторинговый бизнес весьма капиталоемок, он требует большого запаса прочности и стабильности финансовых источников. В период кризиса наиболее сложно пришлось игрокам, не имеющим материальной поддержки со стороны акционеров или финансовых институтов.



Существуют две наиболее распространенные причины ухода факторов с рынка в кризис. Первая — это ликвидность: если нет диверсифицированных финансовых источников, то и надежд на дальнейшее функционирование во время кризиса не будет. Вторая — это несостоятельность политики риск-менеджмента факторинговой компании. Период кризиса, как лакмусовая бумажка, сразу показывает все ошибки ведения бизнеса, проявляются последствия поспешно принятых решений.

В результате к началу 2009 года рынок факторинга очистился, сменились прежние лидеры и произошли серьезные перестановки в списке топ-10. В приведенных в таблице 1 данных за 2007–2010 годы видно, что лидеры менялись, многие компании ушли с рынка факторинга, некоторые обанкротились.

Фактор как помощь в работе с должниками

В большинстве случаев восприятие факторинга клиентами и банковскими работниками сводится к финансированию. На мой взгляд, важной составляющей этого инструмента является предоставление фактором ряда услуг помимо финансовой помощи. Это учет денежных требований, проверка деловой репутации покупателей, определение лимита товарного кредита, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание.

В международных стандартах, определенных в конвенции УНИДРУА (UNIDROIT) Convention on International Factoring, факторингом может называться только тот инструмент, который содержит как минимум две из следующих услуг: финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж; ведение учета по причитающимся суммам (информационное обслуживание); предъявление к оплате денежных требований (управление дебиторской задолженностью и инкассация платежей); защита от неплатежеспособности должников.
Именно наличие дополнительных услуг позволяет отличить факторинг от других кредитных субститутов, которые предлагает большинство банков под видом факторинга.

Эти услуги наиболее актуальны для компаний малого и среднего бизнеса. Если изза отсутствия ресурсов нельзя качественно проверить деловую репутацию покупателей или управлять дебиторской задолженностью, компании могут полностью передать эту функцию фактору, оставив за собой право принимать окончательное решение. В среднем и крупном бизнесе услуги фактора позволяют усилить имеющуюся внутреннюю службу безопасности. Деятельность факторинговой компании и внутренней службы различна. Последняя работает либо в самом начале сотрудничества с потенциальным покупателем, либо в самом конце, решая уже возникшие проблемы. Фактор же занимается профилактикой и предотвращением появления проблем, для чего постоянно взаимодействует с дебиторами и контролирует своевременность оплаты поставок. Общение с дебиторами строится на уровне телефонных разговоров и почтовой переписки, при этом интенсивность работы усиливается в соответствии с временем просрочки. Затем применяются более строгие механизмы: регулярные звонки руководству, письма-претензии, а иногда и выезды специалистов к дебиторам. Главным преимуществом данной услуги является методичная и системная работа, важно не упустить момент просрочки и вовремя на нее среагировать.

Стоимость финансирования

Факторинг — это уникальный финансовый продукт, и к определению его стоимости неприменим кредитный шаблон. Несмотря на схожесть факторинга с кредитом в части получения финансирования, считать его, как кредит, в годовых процентных ставках ошибочно. Поскольку факторинг наряду с финансированием включает в себя дополнительные услуги, его нельзя привязывать к годовым ставкам, это как подсчитать в годовых затраты на финансовую службу (финансового директора и главного бухгалтера). Чтобы определить стоимость факторинга, используют показатель затрат к обороту. Это означает, что при отсрочке платежа на месяц поставщик затратит на факторинг определенный процент от поставки, в среднем 1–1,5 %. При таком подходе к расчету стоимости факторинга легко вычислить его эффективность. Например, во многих компаниях цены на продукцию, отгружаемую по факту или в отсрочку, отличаются размером скидки. Такая скидка в разных отраслях колеблется от 3 до 20 %, что значительно выше затрат на факторинг.
factoring.jpg
factoring.jpg (76.46 КБ) 3945 просмотров
С регрессом или без

Развитие безрегрессного1Безрегрессный факторинг — вид финансирования, при котором, если дебитор по каким?либо причинам не сможет оплатить поставленную продукцию, фактор не сможет потребовать от поставщика вернуть деньги. В этом случае фактор берет на себя риск неоплаты. Соответственно, при факторинге с регрессом риск неоплаты поставки ложится на самого поставщика, которому придется вернуть перечисленные фактором средства.1 факторинга в России сильно привязано к ее общему экономическому положению. В докризисный период данное направление широко развивалось, спрос на этот продукт рос. В связи с кризисом в 2009 году предложение сократилось, ухудшились условия работы, соответственно, снизился объем рынка безрегрессного факторинга. В 2010 году рынок вновь стал развиваться, благодаря чему сегодня безрегрессный факторинг превышает докризисные значения, но все же уступает обычному регрессному в объеме.

Безрегрессный факторинг по своей сути близок к страховым продуктам, и динамика его развития зависит от желания страховых компаний перестраховывать риски факторов. На текущий момент стоимость таких услуг слишком велика, поэтому факторинговым компаниям приходится самостоятельно нести эти риски, что сдерживает активное развитие безрегрессного факторинга в России.

Из таблицы 2 видно, как сократился рынок безрегрессного факторинга в 2009 году и как он вырос в 2010-м. Многие компании испытывают потребность передать на безрегрессный факторинг определенных покупателей, в надежности которых они меньше всего уверены. Такое желание противоречит основному принципу работы фактора. Безрегрессный факторинг представляет собой симбиоз двух услуг — финансирования и страхования (страхование поставщика на случай неоплаты поставленной продукции). Поэтому при его использовании работают те же принципы, что и в страховании. Сложно представить, что страховщик согласится взять на покрытие риска только колеса автомобиля, которые клиент боится потерять. Так же и с безрегрессным факторингом: фактор готов брать пул покупателей, а не только одного конкретного дебитора. Многих поставщиков такой принцип работы не устраивает, поскольку ведет к дополнительным расходам. В итоге большинство клиентов выбирают факторинг с регрессом.

Таблица 2. Динамика рынка безрегрессного факторинга
factoring-2.jpg
factoring-2.jpg (86.11 КБ) 3945 просмотров
Международный факторинг

Международный факторинг имеет те же цели, что и внутренний, — удовлетворить потребности клиента в оборотных средствах. Интерес поставщиков к этому виду факторинга также связан с желанием застраховать валютные риски. Это становится возможно, когда поставщик получает большую часть оплаты (до 100 %) от фактора, подтвердив факт отгрузки.

Возможность применить международный факторинг появляется, если поставщик предоставляет отсрочку платежа нерезиденту. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев обязанности фактора распределяются между двумя факторинговыми компаниями — импортфактором, находящимся в стране поставщика, и экспортфактором из страны покупателя. Импортфактор финансирует поставщика, а экспортфактор гарантирует благонадежность покупателя и в дальнейшем обеспечивает инкассацию дебиторской задолженности. Таким образом, сделка по финансированию поставок клиента для импортфактора является безрисковой, все риски неплатежа берет на себя экспортфактор из страны, в которой находится дебитор.

Развитие данного вида факторинга ограничено низким спросом. В силу российской специфики к международному факторингу чаще всего прибегают поставщики сырья в страны дальнего зарубежья, в редких случаях это поставки готовой продукции в страны бывшего СНГ. В результате не все факторинговые компании занимаются международным факторингом. К этому списку сложностей добавляется запутанный документооборот, регламентированный законами нашей страны и страны нерезидента. Ограничивающим фактором является и необходимость наличия в стране дебитора местной факторинговой компании для предоставления гарантий оплаты товара покупателем. Однако, несмотря на все эти сложности, с увеличением объема импорта спрос на этот продукт будет расти и международный факторинг займет достойное место в портфелях российских факторов.



sssi2010
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Пт мар 29, 2019 8:57 am

Re: Факторинг: игроки, цены, тренды

Сообщение sssi2010 » Вс мар 31, 2019 11:28 am

Все доступно описано.Спасибо автору.

fantom
Сообщения: 10
Зарегистрирован: Сб апр 20, 2019 3:31 pm

Re: Факторинг: игроки, цены, тренды

Сообщение fantom » Сб апр 20, 2019 3:42 pm

очень интересные факты указаны в статье

RubenO
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Сб апр 20, 2019 7:44 pm

Re: Факторинг: игроки, цены, тренды

Сообщение RubenO » Сб апр 20, 2019 7:57 pm

много полезной информации,спасибо!

Ruslan 1986
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 19, 2019 7:50 pm

Re: Факторинг: игроки, цены, тренды

Сообщение Ruslan 1986 » Вс апр 21, 2019 11:39 am

Я бы еще кое-чего добавил конечно же, но по сути сказано практически все

Ответить